Работа в сети Интернет

Правила подключения к СИД

Утверждены правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Минобрнауки России.


Методические и справочные материалы

В данном разделе Вы можете ознакомиться с методическими и справочными материалами для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания.

Adobe PDF

Положение об ответственных лицах за функционирование средств контентной фильтрации доступа к сети Интернет в общеобразовательном учреждении (pdf, 210Кб)

Adobe PDF

Типовая инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет (pdf, 117Кб)

Adobe PDF

Типовые правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении (pdf, 176Кб)

Adobe PDF

Полный текст брошюры «Методические и справочные материалы для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания» (pdf, 1.9Мб)

Система исключения доступа к ресурсам в рамках Национального проекта "Образование"

Узнай больше, что такое контентная фильтрация

Вы перешли на эту страницу со страницы блокировки Персонального Контентного Фильтра (ПКФ), установленного во всех школах России. 
ПКФ – это программа, позволяющая разделять интернет-ресурсы на различные категории (о том, как работает ПКФ – см. ниже). Идеология контентной фильтрации – не запрещать, а защищать юного пользователя от агрессивной, а часто и незаконной информации, распространяемой в сети Интернет.

Зачем нужна контентная фильтрация?

В 2007 году в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» было осуществлено подключение более 50 000 образовательных учреждений Российской Федерации к сети Интернет. Однако наряду с полезной и необходимой информацией, способствующей получению новых знаний и построению эффективного процесса обучения, пользователи получили доступ к ресурсам, содержащим неэтичный и агрессивный контент (содержание). Порнография, терроризм, пропаганда наркотических средств, националистический экстремизм, маргинальные секты, неэтичная реклама, игровые сайты, online-казино и многое другое, — яркие примеры содержания Интернет-сайтов, доступ к которым зачастую никак не был ограничен. С целью защиты учащихся образовательных учреждений РФ от противоправного и агррессивного контента, в 2006-2007 годах была разработана и внедрена федеральная Система исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами воспитания и образования обучающихся РФ(СИД).

Как осуществляется фильтрация?

В концепции СИД предусмотрена двухуровневая система фильтрации. На уровне оператора связи, предоставляющего Интернет в школу, ограничить доступ к ресурсам, запрещенные законодательством Российской Федерации: содержащие порнографию, пропаганду наркотических средств, сайты, посвященные экстремизму. Кроме того, программное обеспечение, поставленное во все школы в пакете «Первая помощь 1.0», позволяет настроить более гибкую фильтрацию, учитывающую как возрастные категории пользователей, так и социокультурные особенности региона. Таким образом, даже в пределах одной школы, в разных кабинетах, на разных компьютерах, возможно настроить работу фильтра индивидуально.

В каждом субъекте Федерации органами управления образованием приняты регламенты доступа в Интернет, на основании которых и настраивается программное обеспечение.

Функционирование Системы исключения доступа основано на обращениях к базе данных категоризированных ресурсов Центра Анализа Интернет-Ресурсов (ООО «МегаВерсия»), разработавшего и внедрившего СИД. На настоящий момент база данных составляет более 6 млн. записей. Однако, поскольку Интернет – это активная и динамично развивающаяся среда, в которой постоянно появляются все новые и новые сайты, то и база также ежедневно пополняется в среднем 2-5 тысячами ресурсов. В базу попадают сайты, которые прошли проверку, на основании которой ресурсу присвоена та или иная категория (новостные, корпоративные, порнография, игровые, хобби и т.д.) Всего в системе более 60 категорий сайтов.

Кто определяет, соответствует ли тот или иной ресурс целям и задачам образования?

Во-первых, основные принципы работы Системы представлены Министерством Образования и Науки РФ в методических рекомендациях. На основании рекомендаций в каждом субъекте РФ были разработаны регламенты доступа учащихся к ресурсам Интернет. Дополнительно, в 2008 году ЦАИР (ООО «МегаВерсия») по заказу Федерального агентства по образованию РФ был разработан и запущен сервис для экспертов системы образования с возможностью оценки интернет-ресурсов.

СИД – система с обратной связью: на странице блокировки есть функция «Сообщить о неверной категоризации ресурсов». Любой пользователь (будь то ученик или учитель) может обратиться с запросом о неверной (сомнительной) категоризации того или иного ресурса. Решение об ограничении доступа к ресурсам принимает Экспертное сообщество.

По состоянию на 01.11.2009 года число сотрудников системы образования РФ, принимающих участие в оценке Интернет-ресурсов, составляет 2553 человека. Всего экспертами было принято 5695 решений по сомнительным ресурсам. Их участие позволило ограничить доступ к тем ресурсам, которые, по мнению большинства участников голосований, являются несовместимыми с образовательной деятельностью.

Таким образом, реализован важнейший принцип демократического управления Сетью – саморегулирование.

Материалы с сайта http://skf.edu.ru/Help.aspx