Проектная и исследовательская деятельность


2023-2024 учебный год

Сборник инструктивно-методических материалов для проведения диагностики уровня индивидуальных достижений обучающихся 7-х классов (метапредметных планируемых результатов и функциональной грамотности) в 2023–2024 учебном году

2022-2023 учебный год

ПРИКАЗ 26.12.2022 No 118.3-О О проведении диагностики уровня индивидуальных достижений обучающихся 7-х классов (метапредметных планируемых результатов и функциональной грамотности) индивидуальный проект в ОО в 2023 году

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (индивидуальный проект в 7-х классах) ТИП проекта: информационно-познавательный

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (индивидуальный проект в 7-х классах) ТИП проекта: исследовательский

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (индивидуальный проект в 7-х классах) ТИП проекта: социальный

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (индивидуальный проект в 7-х классах) ТИП проекта: творческий

 


2021-2022 учебный год

2020-2021 учебный год

Приказ МБОУ "СОШ №146 г.Челябинска" №69.1-0 от 21.12.2020 "Об организации и проведении диагностики уровня индивидуальных достижений обучающихся 7 классов"


Министерство образования и науки Челябинской областиГосударственное бюджетное учреждениедополнительного профессионального образования«Региональный центр оценки качестваи информатизации образования»Организация и проведение в общеобразовательных организациях Челябинской области диагностики уровня индивидуальных достижений обучающихся 7-х классов (метапредметных планируемых результатов) при освоении образовательных программ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (индивидуальный проект)Сборник инструктивно-методических материалов


Контрольно-измерительные материалы (темы проектов): (формат zip)

  1. информационно-познавательный
  2. исследовательский
  3. социальный
  4. творческий

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам учащиеся должны каждый год представлять итоговый проект, который является одним из этапов промежуточной аттестации по Федеральным государственным образовательным стандартам. 

 Общие положения

Содержание индивидуального проекта для диагностики уровня планируемых метапредметных результатов обучающихся 7-х классов определяется в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, включающими оценку проектной деятельности обучающихся (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).

Индивидуальный проект выступает как форма диагностики уровня сформированности комплекса универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся 7 класса:

  • регулятивных УУД, направленных на формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • коммуникативных УУД, направленных на организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

  • познавательных УУД, направленных на практическое освоение обучающимся основ проектно-исследовательской деятельности, развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией, практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры.

Перечень УУД, проверяемых в рамках диагностики, определен в соответствии с типом проекта – информационный. Проверяемые УУД представлены в листах оценивания.

Индивидуальный проект – самостоятельная работа, осуществляемая обучающимися 7-х классов в определенный диагностикой период – с 10 января по 30 марта.

        В соответствии с целями подготовки проекта, требованиями к его выполнению обучающимся совместно с наставником разрабатывается план (программа) подготовки и выполнения проекта, включающая следующие этапы:

  • организационный,

  • выполнение проекта,

  • защита проекта,

  • оценивание проекта.

Нормативные документы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 

    П. 11 Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях; 

    П. 22.2 Обеспечение реализации в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Статья 95. Независимая оценка качества образования

    П. 1 Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

    П. 2 Независимая оценка качества образования включает в себя:

        1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;

        2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    3. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренные частью 2 настоящей статьи (далее – организации, осуществляющие независимую оценку качества образования).

    4. Организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, размещают в сети «Интернет» информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования и направляют ее при необходимости соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления.

    5. Поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.

    6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Перечень проверяемых УУД (по этапам проекта)

 Этапы работы над проектом

 Универсальное учебное действие

1. Организационный

 1.1. Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы

2.1.2 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему

 1.2. Постановка цели проекта

2.1.4 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей 

2.1.5 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

2. Деятельностный (выполнение проекта)

 2.1. Сбор, изучение и анализ имеющейся информации

1.1.5 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов 

3.3.1 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ

 2.2. Построение алгоритма деятельности

2.2.2 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач 

2.2.6 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)

 2.3. Выполнение плана работы над индивидуальным учебным проектом

1.3.18 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными 

1.2.8 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот

2.2.8 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса

 2.4. Внесение (по необходимости) изменений в проект

 2.3.6 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата

3. Защита проекта

 3.1. Подготовка презентационных материалов

 3.3.2 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации (подготовка/предъявление бумажного варианта проекта)

 3.2. Презентация проекта

 3.1.6 корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен)

3.2.4 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

 3.3. Изучение возможностей использования результатов проекта

 1.5.4 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

4. Оценивание проекта

 4.1. Анализ результатов выполнения проекта

 2.4.4 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности

 4.2. Оценка качества выполнения проекта

 2.3.4 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; 

3.2.10 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его

 

Критерии оценивания проверяемых УУД

Оценивание проверяемых УУД осуществляется по 3-балльной шкале:

  • 2 балла – полное соответствие заявленному критерию

  • 1 балл – частичное соответствие заявленному критерию

  • 0 баллов – несоответствие заявленному критерию

Обобщенный план работы над индивидуальным проектом 


 
Этапы работы над проектом

 
Универсальное учебное действие

 Максимальный балл

 обучающийся 

наставник 

эксперт 

 1. Организационный

 6

 6

 3

1.1. Определение  темы  проекта. Поиск и анализ проблемы 

Регулятивные 
2.1.2

1.2. Постановка цели проекта 

Регулятивные 2.1.4 2.1.5 

 4

2. Выполнение проекта

16 

16 

3

2.1. Сбор, изучение и анализ имеющейся информации   

Познавательные 1.1.5 Коммуникативные 3.3.1 

 4

 2.2. Построение алгоритма деятельности    

Регулятивные 2.2.2 2.2.6 

 4

 2.3. Выполнение плана работы над индивидуальным учебным проектом 

Регулятивные 2.2.8 Познавательные 1.2.8 1.3.18 

 6

2.4. Внесение (по необходимости) изменений в проект 

 Регулятивные 2.3.6

 2

3. Защита проекта

 8

 3.1. Подготовка  презентационных материалов 

 Коммуникативные 3.3.2.

 2

 3.2. Презентация проекта

 Коммуникативные

 3.1.6 3.2.4

 4

 3.3. Изучение возможностей использования результатов проекта

 Познавательные 1.5.4

 2

4. Оценивание проекта

 6

 4.1. Анализ результатов выполнения проекта 

 Регулятивные 2.4.4

 2

 4.2. Оценка  качества  выполнения проекта

 Регулятивные 2.3.4 Коммуникативные 3.2.10

 4

 Итого:

 18 УУД

 36

36 

10 

Оценочные листы

Рекомендации по оформлению бумажного варианта проекта для представления на защите  

  • работа выполняется на листах стандарта А4, 

  • шрифтом Times New Roman, 

  • размером шрифта 12 пунктов 

  • с интервалом между строк– 1,5; 

  • размер полей: 

    • верхнее – 2 см, 

    • нижнее – 1,5 см, 

    • левое – 3 см, 

    • правое – 2 см;  

  • титульный лист считается первым, но не нумеруется;  

  • каждая новая глава начинается с новой страницы, 

  • точка в конце заголовка, располагаемого посередине строки, не ставится;  

  • все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц; 

  • все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.  

Объем текста ИП, включая формулы и список литературы, должен быть не менее 6 машинописных страниц.  

Для приложений может быть отведено неограниченное количество стандартных страниц. 

Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами.  

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 

Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003, в алфавитном порядке. 

В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы). 

Рекомендации по оформлению электронной презентации проекта для представления на защите 

Оптимальные шрифты (заголовок – 24-32; подзаголовок – 22-24; основной текст – 18-24; подписи данных – 20-22). 

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. 

Текст должен хорошо читаться на выбранном фоне. 

Оптимальный межстрочный интервал от 1 до 1,5 (меньший плохо читается). 

Рекомендуемое количество слайдов – 10-12. 

Первый слайд (титульный) презентации должен содержать тему проекта, ФИО разработчика, наставника. 

Завершает презентацию точная копия титульного слайда. 

Второй слайд презентации должен содержать цели, задачи. 

Необходимо добавить слайд со списком литературы. 

Слайды должны содержать раскрытие опыта работы обучающегося над ИП. 

Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится. 

Необходимо использовать максимально пространство экрана (слайда). 

Слайды не должны быть перегружены анимационными эффектами. Для смены слайдов используется один и тот же анимационный эффект. 

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами, с анимацией. 

Демонстративные и иллюстративные материалы должны быть наглядными, оригинальными, композиционно сочетаться с докладом. 

Формат файлов презентации: 

  • при использовании программных продуктов Microsoft: сохранение в режиме совместимости Microsoft PowerPoint 98-2003 (.ppt); 

  • при использовании свободного программного обеспечения: сохранение в режиме совместимости Microsoft PowerPoint 98-2003 (.ppt) или в формате «Презентация ODF» (.odp); 

  • при вставке в презентацию видео или аудио: формат видеофайлов – Mpeg2 (.mpg), формат аудиофайлов – WAV (.wav) или MPEG3 (.mp3).