Аналитическая справка

по реализации программы «Одарённые дети» за 2017-2018 учебный год.

Анализируя одно из направлений в деятельности образовательной организации, предусмотренных «Стратегией развития муниципальной образовательной системы г. Челябинска на период до 2020 года» следует отметить целенаправленную работу педагогического коллектива по выявлению и поддержке одаренных детей.

Одарённость детей является одной из важных проблем общества. Дело не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества. Педагогический коллектив нашей школы старается создать детям условия для раскрытия способностей в полной мере, достижения высоких результатов в выбранном ими виде деятельности, развития их талантов и умений. Работу с одаренными детьми должны осуществлять все учителя школы. С целью совершенствования качества обучения и воспитания, для знакомства с новыми тенденциями в образовательном процессе ежегодно учителя школы повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, посещают семинарские занятия и методические объединения учителей-предметников в других ОО.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Необходим поэтапный, постепенный поиск одаренных детей в процессе их обучения.

Работа по реализации данной программы включает следующие направления интеллектуальное, спортивное, художественно-эстетическое. Каждое из направлений включает в себя подготовку и участие в различного уровня мероприятиях, способствующих развитию индивидуальных способностей и талантов участников образовательных отношений. Традиционные мероприятия интеллектуального направления представлены в таблице:

 

Название конкурса

Категория участников

Руководитель -

кол-во участников

Результат

1

Всероссийская олимпиада школьников

- школьный этап

-муниципальный этап

-региональный этап

5-11

Учителя предметники.

 

1157

92

1

Выход 1 учащегося (технология –учитель Воробьёва И.Г.) на региональный этап.

2

Предметная олимпиада для младших школьников:

- школьный этап

-муниципальный этап (1 тур)

- финальный этап

4 классы

Васильева В.И.,

Черненко Н.В.

67

4

-

Участники

3

Интеллектуальный марафон в рамках кубка главы города:

- отборочный тур

-заключительный тур

5-8 классы

Учителя предметники.

 

235

15

Участники

4

Открытая олимпиада по искусству

5-6 классы

Санатина О.А.

18

Выход 1 учащегося на городской этап.

5

Олимпиада «Профи- 2017»

Учителя

3 человека

Киселёв В.А., Рыбкина В.С., Бобылева Е.А. - участники

6

Всероссийское тестирование педагогов

Учителя

4 человека

Дронова И.В.

Санатина ОА.

Бобылева Е.А.

Рыбкина В.С.

7

Олимпиада по английскому языку: «Всегда есть, что сказать» номинация художественный перевод

9-11 классы

Киселёв В.А.

4 человека

4 свидетельства участника

 

8

Многопрофильная олимпиада «Звезда»


 

-отборочный этап

- заключительный этап

5-11 классы

Бобылева Е.А., Рыбкина В.С., Буханова Т.П., Нурова С.В.. Злодеева Ю.В.. Винокурова Л.В., Шафикова Ф.З.

108

59

Участники заключительного этапа

9

УРФО

 

1 этап

2этап

финальный этап (высшая лига)

2-11 классы

Бобылева Е.А.,

Буханова Т.П.

Товкалова О.А.

110

59

6

1 диплом 1 степени,

6 дипломов 2 степени, 4 диплома 3 степени.

10

Молодёжный интеллектуальный форум «Шаг в будущее»

1-11 классы

Санатина О.А. – 1 работа

Бобылева Е.А. – 1 работа

Киселёв В.А. – 1 работа

Абрамовских Г.Н. – 1 работа

Пашнина Ю.Н. – 1 работа

Грамоты призёров;

Диплом 3 степени.

11

Городской конкурс реферативно-исследовательских и проектных работ «Интеллектуалы 21 века»

1-11 классы

Бобылева Е.А – 1 работа


 

Санатина О.А. – 1 работа


 

Киселев В.А. – 1 работа


 

Абрамовских Г.Н. – 1 работа

Свидетельство участника (городского заочного и очного этапа)

Свидетельство участника (городского заочного этапа)

Свидетельство участника (городского заочного и очного этапа)

Свидетельство участника (городского заочного этапа)

12

Конкурс творческих работ «Человек на Земле» (в рамках экологического марафона)

3-11 классы

Истомина Е.А. – 1 работа

 

Грамота и Благодарность учителю

13

«Химический калейдоскоп» (в рамках экологического марафона)

6-11 классы

Истомина Е.А. – 1 работа

Грамота и Благодарность учителю

14

Конкурс творческих работ «Вода на Земле»

6-11 классы

Истомина Е.А. – 1 работа

Грамота

15

Городской конкурс «Экорост» - викторина «Удивительное рядом»

6-11 классы

Истомина Е.А. – 1 работа

Грамота

16

Городской конкурс «Экобум»

5-11 классы

Истомина Е.А. – 3

человека

Свидетельство участника

17

Городской конкурс: Безопасность в информационном обществе

 

Бобылева Е.А. – 3 работы

Воробьёва И.Г. – 2 работы

Санатина О.А. – 1 работа

Свидетельства участников

18

Городской конкурс "цифровой ветер"

5-11 класс

Бобылева Е.А. – 1 работа

Участники

19

Городская олимпиада по компьютерной графике.

5-11 класс

Бобылева Е.А. – 2 работы

Заочный этап – диплом, очный этап –участники.

20

Интеллектуальная технологическая игра «Многогранинк»

5-6 классы

Рыбкина В.С. – 8 человек

Диплом победителя в номинации.

 

С интересом и удовольствием ребята выполняют задания международных игровых конкурсов:

Международный конкурс «Спасатели» по ОБЖ

С целью активизации познавательного интереса школьников и студентов в области основ безопасности жизнедеятельности общественная организация «Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования» (ОО ЧРО АИО) проводит международный конкурс по ОБЖ «Спасатели»

В конкурсе приняло участие – 79 человек, из них

2 класс – 21 человек

3- 4 классы –18 человек

5-7 классы –28 человек

8-9 классы – 4 человека

10 класс – 8 человека

Число победителей федерального уровня:12
Число победителей муниципального уровня:4

Конкурс "Кит-2017" по информатике

Конкурс «Кит – компьютеры, информатика, технологии» (в дальнейшем – конкурс «Кит») – творческий конкурс по информатике и компьютерным наукам. Участниками конкурса «Кит» могут быть учащихся 1-11 классов.

Целями и задачами Конкурса являются:
- участие школьников в творческой деятельности;
- развитие познавательного интереса школьников к компьютерным наукам, информатике и информационным технологиям, математическому аппарату в области компьютерных наук;
- активизация внеклассной и внешкольной работы;
- предоставление участникам возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона.

В конкурсе приняли участие учащиеся 1-9 классов – 127 человек, из них:

1 класс - 32 человека

2 класс – 33 человека

3 класс – 25 человек

4 класс – 12 человек

7 класс – 2 человека

8 класс – 12 человек

9 класс – 11 человек

Призёров – 13 человек

Международный конкурс «ИНФОЗНАЙКА» по информатике и информационным технологиям

С целью активизации познавательного интереса школьников и студентов в области информатики и информационных технологий (ИТ) общественная организация «Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования» (ОО ЧРО АИО) проводит международный конкурс по информатике и ИТ «ИНФОЗНАЙКА».

В конкурсе приняли участие учащихся 1-11 классов – 91 человек, из них

1 класс – 22 человек (100 баллов – 6 человек)

2 класс – 12 человек (100 баллов – 2 человека)

3 класс – 24 человек (100 баллов – 2 человека)

4 класс – 21 человек (100 баллов – 1 человек)

7 класс – 5 человек

8 класс – 6 человек

11 класс – 1 человек

По итогам конкурса Диплом победителя Федерального уровня получили 11 человек:

1 класс – 6 чел.

2 класс – 2 чел.

3 класс – 2 чел.

4 класс – 1 чел.

Международный конкурс по математике «Кенгуру».

В 2017-2018 учебном году в конкурсе приняло участие 101 человек, из них:

2 класс – 24 человека

3 класс - 18 человек

5 класс – 13 человек

6 класс – 17 человек

7 класс – 7 человек

8 класс – 12 человек.

10 класс – 10 человек

Призеров и победителей в районе и регионе – 8 человек.

Международный конкурс «Русский медвежонок»

В 2017-2018 учебном году в конкурсе приняло участие 179 человек, из них:

2 класс – 17 человек

3 класс – 18 человек

4 класс – 25 человек

5 класс – 26 человек

6 класс – 22 человек

7 класс – 20 человек

8 класс – 20 человек

9 класс – 2 человека

10 класс – 28 человек

11 класс – 1 человек

Призеров – 6 человек.

Международный конкурс по английскому языку «Британский бульдог»

В 2017-2018 учебном году в конкурсе приняло участие 147 человек, из них:

3 класс - 10 человек

4 класс – 12 человек

5 класс – 28 человек

6 класс – 25 человек

7 класс – 9 человек

8 класс – 13 человек

9 класс – 16 человек

10 класс – 30 человек

11 класс – 4 человек

3 место в регионе – 2 человека (7а класс); призёры – 7 человек

Международный конкурс по Золотое руно»

В 2017-2018 учебном году в конкурсе приняло участие 44 человека, из них:

5 класс – 12 человек

6 класс – 10 человек

7 класс – 14 человек

10 класс – 8 человек

Призеров – 2 человека.

 

Кульминацией всей работы в течение учебного года с точки зрения повышения социального статуса одаренных детей является праздник «День Чести школы», где получают поздравления победители олимпиад, конкурсов, соревнований, а наставники – педагоги и родители получают благодарственные письма.

 

Проанализировав вышеперечисленное, можно сделать вывод, что в этом учебном году подготовка обучающихся по предметам велась на достаточно хорошем уровне, содержание и методы обучения содействовали приобретению школьниками прочных знаний и навыков. Это позволило школьникам принять участие в различных предметных

олимпиадах и конкурсах районного, городского, регионального и всероссийского уровней.

Анализ участия в олимпиадах показал рост участников, победителей и призеров в олимпиадах по русскому языку (учителя: Нурова С.В., Злодеева Ю.В., Винокурова Л.В.), английскому языку (учителя: Киселёв В.А., Товкалова О.А., Евстифеева Л.А.), математике (Учитель: Бобылева Е.А.), биологии (Учитель: Истомина Е.А.), географии (Учитель: Поскачеева И.Н.), обществознанию (Учитель: Буханова Т.П.), технологии (девочки) (Учитель: Воробьёва И.Г.). Это следует учесть при планировании работы блока МО и тарификации на следующий учебный год.

Увеличивается число платных мероприятий интеллектуальной направленности. Благодаря заинтересованности родителей в развитии способностей и талантов своих детей, школа ежегодно показывает прирост участия и высокие результаты: Британский бульдог – 1 и 3 место в России (учитель Киселёв В.А.), Кенгуру – 1 и 2 место в регионе (учитель: Бобылева Е.А., Рыбкина В.С., Пашнина Ю.Н.), Шаг в будущее – 3 место (учитель: Бобылева Е.А.), УРФО – один диплом за 1 место; шесть дипломов за 2 место и четыре диплома за 3 место в финальном этапе (учитель: Бобылева Е.А., Товкалова О.А., Злодеева Ю.В.)

Но наряду с положительными результатами реализации программы «Одаренные дети» есть и проблемы. Ежегодно низкий уровень участия учащихся и отсутствие призеров Всероссийских предметных олимпиад: Информатика, МХК, физическая культура, технология (мальчики), ОБЖ. В 2017/2018 учебном году не приняли участие в конференции юных краеведов в рамках Всероссийской программы «Отечество». Это те проблемы, над которыми школе предстоит работать в дальнейшем. Исходя из современных подходов к результатам деятельности образовательной организации, необходимо менять стиль и методы работы по поддержке и развитию одарённых детей, повышению мотивации всех участников этого направления (дети, родителя, педагоги)

 

Рекомендации:

  1. Внести корректировку в планы внеурочной деятельности в соответствии с образовательной программой «Темп» и календарём городских массовых мероприятий для учащихся и воспитанников на 2018-2019 учебный год;

  2. Рассмотреть вопросы своевременного стимулирования педагогов за качественную подготовку учащихся в реализации программы «Одарённые дети»;

  3. Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, а так же используя интернет сообщества;

  4. Продолжать внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме “портфолио”;

  5. Продолжить информационно-аналитическую деятельность работу научно-исследовательской деятельности обучающихся;

  6. Организовать обмен опытом работы педагогов на учебных занятиях по формированию УУД.

 

В результате анализа работы по поддержке одаренности учащихся в 2017 - 2018 учебном году и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, намечены цели и задачи по развитию направления работы школы «Работа с одаренными и мотивированными детьми» на 2018 - 2019 учебный год:

    • Для повышения эффективности работы в этом направлении, в следующем учебном году разнообразить организационные формы и учет индивидуальных возможностей каждого обучающегося, обеспечивающие рост творческого потенциала и познавательной мотивации учащихся;

Ответственные: классные руководители, учителя-предметники.

    • Формировать у учащихся умение понимать причины успеха\неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;

Ответственные: классные руководители, учителя-предметники.

    • Организовать подготовку обучающихся 2-11 классов к участию в традиционных предметных олимпиадах через организацию работы дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также путем включения в систему урочной деятельности заданий повышенного уровня;

Ответственные: классные руководители, учителя-предметники.

    • Включить в план работы учителей-предметников разбор олимпиадных заданий, конкурсов прошлых лет;

Ответственные: Руководитель МО, учителя-предметники.

    • Повысить информированность родителей и учащихся о проходящих в текущем учебном году олимпиадах через интернет и родительскую общественность. Создать план-схему конкурсных мероприятий, в которых можно принять участие;

Ответственные: классные руководители.

    • Планировать воспитательную работу в классе с учётом реализации одарёнными детьми своих способностей с выделением отдельного блока в программе воспитания;

Ответственные: классные руководители.

    • Разработать бланк-таблицу «Карта успешности класса», в которой отражать участие каждого ученика класса в конкурсах различного профиля: как творческих, так и предметных;

Ответственные: классные руководители.

    • Вести учёт банка данных «Олимпийского резерва» совместно: классные руководители, учителя- предметники, родители;

Ответственные: классные руководители, учителя-предметники., родители.

    • Обмен опытом работы педагогов на учебных занятиях по формированию УУД.

Ответственные: Руководитель МО, учителя-предметники.

Исполнитель: куратор программы «Одарённые дети» Санатина О.А.