Аналитическая справка
по реализации программы «Одарённые дети» за 2017-2018 учебный год.
Анализируя одно из направлений в деятельности образовательной организации, предусмотренных «Стратегией развития муниципальной образовательной системы г. Челябинска на период до 2020 года» следует отметить целенаправленную работу педагогического коллектива по выявлению и поддержке одаренных детей.
Одарённость детей является одной из важных проблем общества. Дело не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества. Педагогический коллектив нашей школы старается создать детям условия для раскрытия способностей в полной мере, достижения высоких результатов в выбранном ими виде деятельности, развития их талантов и умений. Работу с одаренными детьми должны осуществлять все учителя школы. С целью совершенствования качества обучения и воспитания, для знакомства с новыми тенденциями в образовательном процессе ежегодно учителя школы повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, посещают семинарские занятия и методические объединения учителей-предметников в других ОО.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Необходим поэтапный, постепенный поиск одаренных детей в процессе их обучения.
Работа по реализации данной программы включает следующие направления интеллектуальное, спортивное, художественно-эстетическое. Каждое из направлений включает в себя подготовку и участие в различного уровня мероприятиях, способствующих развитию индивидуальных способностей и талантов участников образовательных отношений. Традиционные мероприятия интеллектуального направления представлены в таблице:
№ |
Название конкурса |
Категория участников |
Руководитель - кол-во участников |
Результат |
1 |
Всероссийская олимпиада школьников - школьный этап -муниципальный этап -региональный этап |
5-11 |
Учителя предметники.
1157 92 1 |
Выход 1 учащегося (технология –учитель Воробьёва И.Г.) на региональный этап. |
2 |
Предметная олимпиада для младших школьников: - школьный этап -муниципальный этап (1 тур) - финальный этап |
4 классы |
Васильева В.И., Черненко Н.В. 67 4 - |
Участники |
3 |
Интеллектуальный марафон в рамках кубка главы города: - отборочный тур -заключительный тур |
5-8 классы |
Учителя предметники.
235 15 |
Участники |
4 |
Открытая олимпиада по искусству |
5-6 классы |
Санатина О.А. 18 |
Выход 1 учащегося на городской этап. |
5 |
Олимпиада «Профи- 2017» |
Учителя |
3 человека |
Киселёв В.А., Рыбкина В.С., Бобылева Е.А. - участники |
6 |
Всероссийское тестирование педагогов |
Учителя |
4 человека |
Дронова И.В. Санатина ОА. Бобылева Е.А. Рыбкина В.С. |
7 |
Олимпиада по английскому языку: «Всегда есть, что сказать» номинация художественный перевод |
9-11 классы |
Киселёв В.А. 4 человека |
4 свидетельства участника
|
8 |
Многопрофильная олимпиада «Звезда»
-отборочный этап - заключительный этап |
5-11 классы |
Бобылева Е.А., Рыбкина В.С., Буханова Т.П., Нурова С.В.. Злодеева Ю.В.. Винокурова Л.В., Шафикова Ф.З. 108 59 |
Участники заключительного этапа |
9 |
УРФО
1 этап 2этап финальный этап (высшая лига) |
2-11 классы |
Бобылева Е.А., Буханова Т.П. Товкалова О.А. 110 59 6 |
1 диплом 1 степени, 6 дипломов 2 степени, 4 диплома 3 степени. |
10 |
Молодёжный интеллектуальный форум «Шаг в будущее» |
1-11 классы |
Санатина О.А. – 1 работа Бобылева Е.А. – 1 работа Киселёв В.А. – 1 работа Абрамовских Г.Н. – 1 работа Пашнина Ю.Н. – 1 работа |
Грамоты призёров; Диплом 3 степени. |
11 |
Городской конкурс реферативно-исследовательских и проектных работ «Интеллектуалы 21 века» |
1-11 классы |
Бобылева Е.А – 1 работа
Санатина О.А. – 1 работа
Киселев В.А. – 1 работа
Абрамовских Г.Н. – 1 работа |
Свидетельство участника (городского заочного и очного этапа) Свидетельство участника (городского заочного этапа) Свидетельство участника (городского заочного и очного этапа) Свидетельство участника (городского заочного этапа) |
12 |
Конкурс творческих работ «Человек на Земле» (в рамках экологического марафона) |
3-11 классы |
Истомина Е.А. – 1 работа
|
Грамота и Благодарность учителю |
13 |
«Химический калейдоскоп» (в рамках экологического марафона) |
6-11 классы |
Истомина Е.А. – 1 работа |
Грамота и Благодарность учителю |
14 |
Конкурс творческих работ «Вода на Земле» |
6-11 классы |
Истомина Е.А. – 1 работа |
Грамота |
15 |
Городской конкурс «Экорост» - викторина «Удивительное рядом» |
6-11 классы |
Истомина Е.А. – 1 работа |
Грамота |
16 |
Городской конкурс «Экобум» |
5-11 классы |
Истомина Е.А. – 3 человека |
Свидетельство участника |
17 |
Городской конкурс: Безопасность в информационном обществе |
Бобылева Е.А. – 3 работы Воробьёва И.Г. – 2 работы Санатина О.А. – 1 работа |
Свидетельства участников |
|
18 |
Городской конкурс "цифровой ветер" |
5-11 класс |
Бобылева Е.А. – 1 работа |
Участники |
19 |
Городская олимпиада по компьютерной графике. |
5-11 класс |
Бобылева Е.А. – 2 работы |
Заочный этап – диплом, очный этап –участники. |
20 |
Интеллектуальная технологическая игра «Многогранинк» |
5-6 классы |
Рыбкина В.С. – 8 человек |
Диплом победителя в номинации. |
С интересом и удовольствием ребята выполняют задания международных игровых конкурсов:
Международный конкурс «Спасатели» по ОБЖ
С целью активизации познавательного интереса школьников и студентов в области основ безопасности жизнедеятельности общественная организация «Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования» (ОО ЧРО АИО) проводит международный конкурс по ОБЖ «Спасатели»
В конкурсе приняло участие – 79 человек, из них
2 класс – 21 человек
3- 4 классы –18 человек
5-7 классы –28 человек
8-9 классы – 4 человека
10 класс – 8 человека
Число победителей федерального уровня:12
Число победителей муниципального уровня:4
Конкурс "Кит-2017" по информатике
Конкурс «Кит – компьютеры, информатика, технологии» (в дальнейшем – конкурс «Кит») – творческий конкурс по информатике и компьютерным наукам. Участниками конкурса «Кит» могут быть учащихся 1-11 классов.
Целями и задачами Конкурса являются:
- участие школьников в творческой деятельности;
- развитие познавательного интереса школьников к компьютерным наукам, информатике и информационным технологиям, математическому аппарату в области компьютерных наук;
- активизация внеклассной и внешкольной работы;
- предоставление участникам возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона.
В конкурсе приняли участие учащиеся 1-9 классов – 127 человек, из них:
1 класс - 32 человека
2 класс – 33 человека
3 класс – 25 человек
4 класс – 12 человек
7 класс – 2 человека
8 класс – 12 человек
9 класс – 11 человек
Призёров – 13 человек
Международный конкурс «ИНФОЗНАЙКА» по информатике и информационным технологиям
С целью активизации познавательного интереса школьников и студентов в области информатики и информационных технологий (ИТ) общественная организация «Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования» (ОО ЧРО АИО) проводит международный конкурс по информатике и ИТ «ИНФОЗНАЙКА».
В конкурсе приняли участие учащихся 1-11 классов – 91 человек, из них
1 класс – 22 человек (100 баллов – 6 человек)
2 класс – 12 человек (100 баллов – 2 человека)
3 класс – 24 человек (100 баллов – 2 человека)
4 класс – 21 человек (100 баллов – 1 человек)
7 класс – 5 человек
8 класс – 6 человек
11 класс – 1 человек
По итогам конкурса Диплом победителя Федерального уровня получили 11 человек:
1 класс – 6 чел.
2 класс – 2 чел.
3 класс – 2 чел.
4 класс – 1 чел.
Международный конкурс по математике «Кенгуру».
В 2017-2018 учебном году в конкурсе приняло участие 101 человек, из них:
2 класс – 24 человека
3 класс - 18 человек
5 класс – 13 человек
6 класс – 17 человек
7 класс – 7 человек
8 класс – 12 человек.
10 класс – 10 человек
Призеров и победителей в районе и регионе – 8 человек.
Международный конкурс «Русский медвежонок»
В 2017-2018 учебном году в конкурсе приняло участие 179 человек, из них:
2 класс – 17 человек
3 класс – 18 человек
4 класс – 25 человек
5 класс – 26 человек
6 класс – 22 человек
7 класс – 20 человек
8 класс – 20 человек
9 класс – 2 человека
10 класс – 28 человек
11 класс – 1 человек
Призеров – 6 человек.
Международный конкурс по английскому языку «Британский бульдог»
В 2017-2018 учебном году в конкурсе приняло участие 147 человек, из них:
3 класс - 10 человек
4 класс – 12 человек
5 класс – 28 человек
6 класс – 25 человек
7 класс – 9 человек
8 класс – 13 человек
9 класс – 16 человек
10 класс – 30 человек
11 класс – 4 человек
3 место в регионе – 2 человека (7а класс); призёры – 7 человек
Международный конкурс по Золотое руно»
В 2017-2018 учебном году в конкурсе приняло участие 44 человека, из них:
5 класс – 12 человек
6 класс – 10 человек
7 класс – 14 человек
10 класс – 8 человек
Призеров – 2 человека.
Кульминацией всей работы в течение учебного года с точки зрения повышения социального статуса одаренных детей является праздник «День Чести школы», где получают поздравления победители олимпиад, конкурсов, соревнований, а наставники – педагоги и родители получают благодарственные письма.
Проанализировав вышеперечисленное, можно сделать вывод, что в этом учебном году подготовка обучающихся по предметам велась на достаточно хорошем уровне, содержание и методы обучения содействовали приобретению школьниками прочных знаний и навыков. Это позволило школьникам принять участие в различных предметных
олимпиадах и конкурсах районного, городского, регионального и всероссийского уровней.
Анализ участия в олимпиадах показал рост участников, победителей и призеров в олимпиадах по русскому языку (учителя: Нурова С.В., Злодеева Ю.В., Винокурова Л.В.), английскому языку (учителя: Киселёв В.А., Товкалова О.А., Евстифеева Л.А.), математике (Учитель: Бобылева Е.А.), биологии (Учитель: Истомина Е.А.), географии (Учитель: Поскачеева И.Н.), обществознанию (Учитель: Буханова Т.П.), технологии (девочки) (Учитель: Воробьёва И.Г.). Это следует учесть при планировании работы блока МО и тарификации на следующий учебный год.
Увеличивается число платных мероприятий интеллектуальной направленности. Благодаря заинтересованности родителей в развитии способностей и талантов своих детей, школа ежегодно показывает прирост участия и высокие результаты: Британский бульдог – 1 и 3 место в России (учитель Киселёв В.А.), Кенгуру – 1 и 2 место в регионе (учитель: Бобылева Е.А., Рыбкина В.С., Пашнина Ю.Н.), Шаг в будущее – 3 место (учитель: Бобылева Е.А.), УРФО – один диплом за 1 место; шесть дипломов за 2 место и четыре диплома за 3 место в финальном этапе (учитель: Бобылева Е.А., Товкалова О.А., Злодеева Ю.В.)
Но наряду с положительными результатами реализации программы «Одаренные дети» есть и проблемы. Ежегодно низкий уровень участия учащихся и отсутствие призеров Всероссийских предметных олимпиад: Информатика, МХК, физическая культура, технология (мальчики), ОБЖ. В 2017/2018 учебном году не приняли участие в конференции юных краеведов в рамках Всероссийской программы «Отечество». Это те проблемы, над которыми школе предстоит работать в дальнейшем. Исходя из современных подходов к результатам деятельности образовательной организации, необходимо менять стиль и методы работы по поддержке и развитию одарённых детей, повышению мотивации всех участников этого направления (дети, родителя, педагоги)
Рекомендации:
-
Внести корректировку в планы внеурочной деятельности в соответствии с образовательной программой «Темп» и календарём городских массовых мероприятий для учащихся и воспитанников на 2018-2019 учебный год;
-
Рассмотреть вопросы своевременного стимулирования педагогов за качественную подготовку учащихся в реализации программы «Одарённые дети»;
-
Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, а так же используя интернет сообщества;
-
Продолжать внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме “портфолио”;
-
Продолжить информационно-аналитическую деятельность работу научно-исследовательской деятельности обучающихся;
-
Организовать обмен опытом работы педагогов на учебных занятиях по формированию УУД.
В результате анализа работы по поддержке одаренности учащихся в 2017 - 2018 учебном году и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, намечены цели и задачи по развитию направления работы школы «Работа с одаренными и мотивированными детьми» на 2018 - 2019 учебный год:
-
-
Для повышения эффективности работы в этом направлении, в следующем учебном году разнообразить организационные формы и учет индивидуальных возможностей каждого обучающегося, обеспечивающие рост творческого потенциала и познавательной мотивации учащихся;
-
Ответственные: классные руководители, учителя-предметники.
-
-
Формировать у учащихся умение понимать причины успеха\неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
-
Ответственные: классные руководители, учителя-предметники.
-
-
Организовать подготовку обучающихся 2-11 классов к участию в традиционных предметных олимпиадах через организацию работы дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также путем включения в систему урочной деятельности заданий повышенного уровня;
-
Ответственные: классные руководители, учителя-предметники.
-
-
Включить в план работы учителей-предметников разбор олимпиадных заданий, конкурсов прошлых лет;
-
Ответственные: Руководитель МО, учителя-предметники.
-
-
Повысить информированность родителей и учащихся о проходящих в текущем учебном году олимпиадах через интернет и родительскую общественность. Создать план-схему конкурсных мероприятий, в которых можно принять участие;
-
Ответственные: классные руководители.
-
-
Планировать воспитательную работу в классе с учётом реализации одарёнными детьми своих способностей с выделением отдельного блока в программе воспитания;
-
Ответственные: классные руководители.
-
-
Разработать бланк-таблицу «Карта успешности класса», в которой отражать участие каждого ученика класса в конкурсах различного профиля: как творческих, так и предметных;
-
Ответственные: классные руководители.
-
-
Вести учёт банка данных «Олимпийского резерва» совместно: классные руководители, учителя- предметники, родители;
-
Ответственные: классные руководители, учителя-предметники., родители.
-
-
Обмен опытом работы педагогов на учебных занятиях по формированию УУД.
-
Ответственные: Руководитель МО, учителя-предметники.
Исполнитель: куратор программы «Одарённые дети» Санатина О.А.