Акция "Защита" (для педагогов)

Выявление жесткого обращения с детьми

(информация  для педагогов)

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобро­совестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Что может служить причиной неудовлетворения основ­ных потребностей ребенка?

  • отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
  • отсутствие внимания и любви к ребенку.

Какие родители или лица, их заменяющие, чаще других пренебрегают основными нуждами детей?

-   алкоголики, наркоманы;

  • с психическими расстройствами;
  • юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;
  • с низким социально-экономическим уровнем жизни;
  • с хроническими заболеваниями, инвалидностью, умствен­ной отсталостью;
  • перенесшие жестокое обращение в детстве;
  • социально изолированные.

Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают?

Внешние проявления:

  • утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
  • у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпь;
  • одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
  • нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

  • отставание в весе и росте от сверстников;
  • педикулез, чесотка;
  • частые «несчастные случаи»;
  • гнойные и хронические инфекционные заболевания;
  • запущенный кариес;
  • отсутствие надлежащих прививок;
  • задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

  • постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;
  • неумение играть;
  • поиск внимания/участия;
  • частые пропуски школьных занятий;
  • крайности поведения;
  • инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;
  • агрессивен или замкнут, апатичен;
  • гиперактивен или подавлен;
  • неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет об­щаться;
  • склонность к поджогам, жестокость к животным;
  • мастурбация, раскачивание, сосание пальцев.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

       1. Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушать.

  1. Обратитесь в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав или органы опеки и попечительства района.
  2. Обратитесь в отдел внутренних дел, к участковому инспектору полиции, инспектору отдела по делам несовершеннолетних ОВД или в прокуратуру.
  3. Обратитесь в орган социальной защиты населения или учреждение социального обслуживания населения.

Физическое насилие  — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серь­езные (требующие медицинской помощи) нарушения физиче­ского, психического здоровья, отставание в развитии.

К физическому насилию относится также вовлечение ре­бенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических ве­ществ.

Физическое насилие над ребенком могут совершать роди­тели, лица, их заменяющие, или другие взрослые.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболе­вания;
  • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
  • дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоно­шенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Характер повреждений:

  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагаю­щиеся на лице, теле, конечностях;
  • ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде пер­чатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
  • повреждения и переломы костей, припухлость и болез­ненность суставов;
  • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
  • участки облысения, кровоподтеки на голове;
  • повреждения внутренних органов;
  • «синдром сотрясения» у грудных детей.

Особенности поведения:

-- Возраст до 3 лет

  • боязнь родителей или взрослых;
  • редкие проявления радости, плаксивость;
  • реакция испуга на плач других детей;
  • плохо развитые навыки общения;
  • крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.

-- Возраст от 3 до 7 лет

  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • пассивная реакция на боль;
  • негативизм, агрессивность;
  • жестокость по отношению к животным;
  • лживость, воровство;
  • отставание в речевом развитии.

-- Младший школьный возраст

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;
  • боязнь идти домой после школы;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;
  • агрессивность.

-- Подростковый возраст

  • побеги из дома;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • попытки самоубийства;

•  криминальное или антиобщественное поведение.

На неслучайный характер травм указывают:

-   множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

-    несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

  • наличие других признаков жестокого обращения (отста­вание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);
  • появление травм у ребенка после выходных и празднич­ных дней.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
  • обвинение в травмах самого ребенка;
  • позднее обращение или необращение за медицинской по­мощью;
  • отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обраще­нии с ребенком;
  • неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
  • больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреж­дениях у ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

  1. Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушать.
  2. Поговорите с родителями.
  3. Обратитесь в поликлинику, больницу, амбулаторию или фельдшерско-акушерский пункт, чтобы зафиксировать трав­мы в медицинской документации ребенка.
  4. Обратитесь в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав или органы опеки и попечительства района.
  5. Обратитесь в отдел внутренних дел, к участковому инспектору, инспектору отдела по делам несовершеннолетних ОВД или в прокуратуру.
  6. Обратитесь в орган социальной защиты населения или учреждение социального обслуживания населения.

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

  • задержка психического развития;
  • трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
  • избыточная потребность во внимании;
  • депрессия, попытки суицида;
  • неумение общаться со сверстниками (заискивающее по­ведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
  • ложь, воровство, девиации в поведении;
  • нервно-психические, психосоматические заболевания: не­врозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстрой­ства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.

Для младших школьников — проблемы с обучением, отвер­жение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хрони­ческая неуспеваемость.

В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосома­тические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию:

  • дети от нежеланной беременности, похожие на нелюби­мых родственников жены или мужа;
  • дети раннего возраста;
  • дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
  • дети из семей с деспотичным, авторитарным, контроли­рующим стилем воспитания и взаимоотношений;
  • дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;
  • родители (один из родителей) которых употребляют ал­коголь, наркотики, страдают депрессией;
  • в семье которых много социально-экономических и пси­хологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоцио­нальное насилие:

  • не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
  • публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ре­бенка;
  • сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
  • обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

  1. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяс­нить причины его эмоциональных и поведенческих особенно­стей.
  2. Предложите родителям обратиться к психологу обра­зовательного учреждения, центра социального обслуживания населения или иной организации за консультативной помо­щью.
  3. Обратитесь в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав или органы опеки и попечительства рай­она.
  4. Обратитесь в отдел внутренних дел, к участковому инспектору, инспектору подразделения  по делам несовершеннолетних ОВД или в прокуратуру.
  5. Обратитесь в орган социальной защиты населения или учреждение социального обслуживания населения.